A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Перуджино Пьетро


(Пьетро ди Христофоро Вануччи, 1452—1523 г.)

Пьетро Перуджино (автопортрет)Итальянский живописец, настоящая фамилия Ваннуччи. Представитель умбрийской школы «Раннего Возрождения». В его произведениях созерцательно-идиллическое настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.

Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км. от Перуджи. После обучения у местного живописца в 1470 году приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккьо.

Вскоре достиг широкой известности, в 1481 году в числе лучших художников Италии был приглашен папой Сикстом IV в Рим для участия в декорировании Сикстинской капеллы.

Работал во многих городах Италии, но постоянным местом была Перуджа, где он был главой большой мастерской. В 80-х — 90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии.

Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях («Мадонна») заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо.

В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием «Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием» для церкви Санта-Мария в Арджано, а также исполняет «Рождество Иоанна Крестителя» (Ливерпуль, Художественная галерея Уокера) очевидно для пределлы алтаря «Мадонна ди Пьяцца», написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474 г.). Однако, в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников, Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету, восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 г. Перуджа, Национальная галерея Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино.

Мадонна с Иоанном КрестителемПоиск классического ритма, неизменная цель Перуджино — проявляется уже в фреске «Св. Себастьян с двумя святыми» (1478 г. церковь Санта-Мария в Черквето), но лучше всего — в фреске «Передача ключей апостолу Петру» (1481—1482 г. Ватикан, Сикстинская капелла).

Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа, создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством, то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа.

Фрески Сикстинской капеллы «Нахождение Моисея» и «Крещение Христа» он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон, Национальная галерея).

Кроме того, тщательно выписанный пейзаж в прекрасном «Галицинском триптихе» («Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной»), апеллирует к нидерландской живописи, что можно объяснить, вероятно, доставкой во Флоренцию около 1483 г. знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари.

В большой фреске «Распятие» (1493—1496 г. Флоренция, церковь Санта-Мария Магдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор. Это приводит к незамысловатому расположению персонажей, иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа («Мадонна со святыми» Болонья, Национальная пинакотека; «Вознесение» центральная часть полиптиха из церкви Сан-Пьетро в Перудже, фрески в Колледже дель Камбио в Перудже, закончены в 1500 г.; «Успение Марии» из монастыря Валломброза 1500 г., ныне – Флоренция, галерея Академии).

Распятие с Марией (П. Перуджино) В последние годы XV века в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из церкви Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два «Пророка» из полиптиха церкви Сан-Пьетро, ныне – Нант, Музей изящных искусств; «Пьета» Уильямстаун, Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио).

На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность, но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать, о чем свидетельствуют такие картины как «Поклонение волхвов» (1504 г. Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки), «Триумф Целомудрия» для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 г. Париж Лувр), створки полиптиха из церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504—1507 г.), «Снятие с креста» (Флоренция, галерея Академии), «Успение Марии» (Флоренция, церковь Сантиссима-Аннунциата), «Святые», медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507 г.), фреска «Рождество» (Монтефалько, церковь Сан-франческо), фрески в церкви Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521 г.).

В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако, в конце кватроченто оно играло важную роль, способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль), Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути, рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.

Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо «Мадонна с ангелами и святыми» (Париж Лувр), «Аполлон и Марсий», «Св. Себастьян», «Оплакивание Христа» (1495 г. Флоренция, Палаццо Питти), «Мария Магдалена», триптих из Павийской Чертозы (Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с младенцем» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Воскресение» (Ватикан, пинакотека), «Обручение Марии» (Канн, Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов — Франческо делле Опере (1494 г. Флоренция, галерея Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело и Портрет молодого человека (между 1495—1500 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

У Перуджино было много учеников и подражателей, среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи, Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья. В 1524 году Перуджино скончался от чумы в Перудже.

Пьета (П. Перуджино)
Пьета.
П. Перуджино.

Видение св. Бернарда (П. Перуджино)
Видение св. Бернарда.
П. Перуджино.

Христос передает Петру ключ от Царствия небесного (П. Перуджино)
Христос передает Петру ключ от Царствия небесного.
П. Перуджино.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.