A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Абстрактное искусство

Серый овал (В.В. Кандинский)Возникло как анархический вызов общественным вкусам в ходе расслоения ряда течений в искусстве 20 в. — кубизма, экспрессионизма, футуризма и др.; в 1910—1913 г. первые его образцы в живописи создали работавшие в Германии экспрессионисты В.В. Кандинский и П. Клее, парижские «арфисты» — Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, итальянские футуристы — Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, в России — «супрематист» К.С. Малевич, «лучисты» М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова, в Нидерландах — «неопластицисты» П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг, Б. ван дер Лек. Работавшие в Париже украинец А.П. Архипенко, румын К. Брынкуши и другие обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры.

После 1-й мировой войны абстрактное искусство питалось порожденными войной нигилистическими настроениями буржуазной интеллигенции (дадаизм — испанец Х. Миро, француз Ж. Арп); одновременно определилось стремление найти неизобразительным формам применение в архитектуре и декоративном искусстве (эксперименты группы Cтuль — в Нидерландах, Баухауз — в Германии), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В.Е. Татлина, покинувших Россию братьев А. Певзнера и Н. Габо, позже — мобили американца А. Колдера).

Большая группа советских художников 1920-х г., видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании (Татлин, Л.С. Попова).

И вращается в глубинах Голое (А.П. Архипенко)В годы 2-й мировой войны в США возникла школа «абстрактного экспрессионизма» (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби), распространившегося после войны во многих странах (под названием «ташизма», или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом бессознательность и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов.

В живописи и графике стала культивироваться изощрённость неожиданных цветовых и фактурных сочетаний (А. Манесье, Ж. Дюбюффе, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах, Афро Базальделла в Италии), в скульптуре — парадоксальная причудливость композиции и обработки материалов (С. Липтон в США, Э. Чильида в Испании).

В середине 20 в. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству; оно повляло и на искусство некоторых социалистических стран (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е г. абстрактное искусство эволюционирует в сторону орнаментально-геометрических композицийоп-арт»), как течение абстрактное искусство теряет свои позиции и вытесняется различными по характеру и целям течениями, обращающимися к предмету и изображению.

Отплытие кораблей (П. Клее)
Отплытие кораблей. П. Клее.
1927 г.

Окна (Р. Делоне)
Окна. Р. Делоне.
Фонд Гуггенхайма.

На бульваре в Тунисе (П. Клее)
На бульваре в Тунисе. П. Клее.
1918 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.