Музей-усадьба «Здравнёво»

Музей создан в 1988 на месте бывшей усадьбы Здравнёво (Беларусь, Витебский р-н), принадлежавшей И. Е. Репину. Филиал Витебского областного краеведческого музея. Музейный комплекс состоит из восстановленного главного усадебного дома (размещена основная мемориальная экспозиция), дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, отреставрированного погреба. В экспозиции: вещи из обихода семьи Репина, мебель конца 19 — нач. 20 в., археологические находки из Здравнёва и др.Фото усадьбы 2006г.

Фото усадьбы 1895г.В мае 1892 года Илья Ефимович сам приехал в Белоруссию, чтобы приобрести небольшое имение Здравнёво в 16 верстах от Витебска. В письме Валентину Серову художник сообщает: ”Край теплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!..”

Репин много сил и средств отдаёт благоустройству имения: разбивается липовая аллея, укрепляется берег Двины, возводятся хозяйственные постройки и по рисункам художника перестраивается главный усадебный дом. Илья Ефимович с уважением относился к своим работникам, и сам принимал участие во всех работах: “Я всё ещё здесь с природой со скотом, с рабочим людом, за работой. Мы встаём в 3 часа утра, а иногда и в 2 ночи и идем молотить...” Хозяйственные занятия иллюстрируют репинские рисунки: “Косцы в поле”, “Рига-овин”, “В поле”, “Корова у плетня”.

Одной из притягательных тем для художника стала Западная Двина. В те годы река еще была важной транспортной артерией, по которой двигались пароходы, сплавлялся лес, на барках, лайбах (парусных лодках) перевозился хлеб, лён, пенька и другие грузы. В письме Татьяне Толстой Репин пишет: “Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек... влегши крепко в свои полотняные лямки, и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком — мелкий щебень на берегу довольно острый — ничего”. К сожалению, сохранился только один небольшой репинский набросок с изображением бурлаков на Двине, который находится в Третьяковской галерее.

Описания художника отличает живость восприятия, обилие метафор, сравнений, сочность языка и достойное этнографа внимание к традициям и быту народа: “Живу одной физической жизнью, работаю понемногу и думаю о многом. Да, в этой глуши Максим Семенов заведомый колдун. Третьего дня мне божился Игнат, что он сам видел, как Максим, проходя поздно с компанией мужиков мимо разорённой мельницы, заставил молоть все жернова перед их глазами; в довершение он снял месяц с неба, подержал его в руках и опять поставил на место. “Залом” во ржи, вынимание следов — все это живо и страшно здесь. А колдуны называются богами; “ехать к богам”, т.е. к знахарям, обывателям приходится во всех важных случаях. Эти боги знают будущее и говорят все прошедшее верно”.

Пояснение упомянутых Репиным способов волхования можно найти в книге Адама Богдановича “Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов” (Гродно, 1895). “Вынимание следов” — вынутую из следа землю зашивают в мешочек и высушивают и также должен иссохнуть человек. чей след был вынут. “Залом” — завязывание узлов во ржи на чью-нибудь смерть и произнесением заговора с перечислением страданий, которые должен перенести неугодный человек прежде чем умереть.

Упоминает Репин и о традиции навозной толоки: “ Только что вывозили навоз толокой, т.е. приехала масса соседних крестьян с лошадьми, с мальчиками, с бабами и девками и в один день. Как и в прошлом году, вывезли массу на поля и там его разбивали вилами по мелким кускам. Пировали, пили водку и пели песни, деревенское веселье”.

Часто Репина можно было увидеть в окрестностях Здравнёва и соседних деревнях. Результатом этих прогулок стали картины “Барышня в деревне” (1898),“Барышни на прогулке среди стада коров” (1896), множество этюдов, рисунков. На картине “В избе” (1895) предстаёт небогатое убранство дома белорусского крестьянина.

В отличие от распространенного в литературе ХIХ века мнения о белорусах как о бедном, забитом, слабосильном “племени”, Илья Репин даёт иные описания и характеристики: “Вчера ездили вёрст за 15, к знакомым крестьянам. Их сын служит у нас работником. Хорошо живут, вроде хуторян и как вкусно готовят кушанья! Деревенька Зездрино идилическая: спеют яблоки, вишни и дорога туда все больше лесом”; “Славный народ белорусы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее”.

Среди картин художника, изображающих белорусских крестьян (“Косарь-литвин” 1894, “Белорус” 1890-е) наибольшую известность приобрел портрет Сидора Шаврова (“Белорус” 1892), который находится в Русском музее в Петербурге. Много лет спустя, Репин писал о своей модели: “За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро, он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был зажиточный, порядочный... со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге”. Созданный Репиным на полотне образ покоряет своей силой, статью, открытым взглядом и улыбкой и неслучайно эту работу относят к лучшим крестьянским портретам в русской живописи.

Интерес Ильи Ефимовича к белорусской истории пробудился после знакомства с витебскими краеведами Владимиром Стукаличем и Алексеем Сапуновым. Особенно заинтересовал художника межконфессиональный конфликт 1623 года в Витебске, во время которого был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич: “Этот трагический узел очень богат и значителен для выражения народного духа наших окраин”. Известны два репинских рисунка на тему проповеди И.Кунцевича.

В Здравневе Репин создал и ряд других картин, вошедших в сокровищницу русского и мирового искусства: “Осенний букет” (1892), “На Западной Двине. Восход Солнца” (1892), “Лунная ночь” (1896), “ Дуэль” (1896), “На солнце” (1900) и т.д. Репинские работы здравнёвского периода отличает богатство и разнообразие цвета, свобода живописного письма, радостное восприятие красоты окружающего мира.

В 1899 году художник приобрёл под Петербургом усадьбу “Пенаты” и с 1903 года жил там постоянно. Последний раз Репин посетил Здравнёво в 1904 году, но и после здесь отдыхали члены его семьи.

После Октябрьской революции в имении постоянно проживала семья младшей дочери художника Татьяны Ильиничны. По просьбе крестьян, в доме Репина была открыта начальная школа. 1920-е годы оставили в Здравнёве тяжелый след. В 1925 и 1930 году близкие художника находились под угрозой раскулачивания и выселения в Сибирь. Лишь благодаря многочисленным ходатайствам семье Татьяны Репиной удалось в 1930 году выехать к отцу, в “Пенаты” (тогда Финляндия). Репинский дом был разобран на дрова.

Здравнёво долгие годы оставалось в запустении. Только создание в 1988 году музея-усадьбы позволило сохранить этот чудесный уголок. Новым испытанием стал пожар 1 февраля 1995 года. Ущерб, нанесённый зданию музея, был настолько значителен, что его пришлось отстраивать с фундамента.

Вновь музей был открыт 5 июля 2000 года. Вместе с главным усадебным домом был восстановлен домик управляющего. Обновленный музейный комплекс стал притягательным местом для туристов и почитателей таланта великого живописца.


Валерий Шишанов, К истории коллекции работ Репина в Витебском областном краеведческом музее
 http://repin.chuguev.net/Zdravnevo.htm


Мастерская И. Е. Репина. Доспехи римского воина. Фотография 1975 г.

Мастерская. Вещи запорожцев. Фотография 1975 г.

И. Е. Репин пишет портрет Н. И Кареева (справа - Н. А. Морозов). Фотография 1908 г.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.