Письменные переписки 1867 года
1867
А. В. ПРАХОВУ
26 мая 1867 г. Москва
Милейший Адриан Викторович!
Со вчерашнего дня я уже дышу московским воздухом, сегодня целый день таскался по Москве.
Ее можно сравнить с домом скряги, кулака, у которого очень много имущества; многое ему досталось от его богатых предков, сам он не прочь купить что-нибудь новое, но, ясно, уже в крайности; вообще он любит обойтись, и потому у него больше всего старого хлама; о красоте своих вещей и о порядке он нисколько не заботится, главное — чтобы каждая дрянь была цела; нечто вроди кучи плюшкинского кабинета: золотые и серебряные дедовские кубки, поизогнувшиеся от совершенной чистоты этих металлов и заплесневевшие от прикосновения к ним всяких гадостей, обглоданные свинцовые пули, серебряные тарелки, солдатские медные пуговицы, янтарное ожерелье, шило без ручки, гвоздь и проч. — все это в одном сундуке и под кроватью. Черт знает, чего там. Нет, лучше не заглядывать; шкап новейшей работы, рядом с ним табурет простого дерева с темным глянцем времени и действия, с чистыми блестящими округленными углами — это уже помимо столяра. Такова же и Москва, например против Кремля, по ту сторону Москвы-реки,— это, кажется, самое лучшее место города.
В Петербурге воздвигли бы здесь дворцы, а здесь: «шорная лавка», продажа дегтя, веревок, далее следуют длинные, высокие каменные заборы с надписью «Свободен от постоя», закоптелая вывеска «Повивальная бабка», две крошечные вывески «Белошвейная». Окна этой «белошвейной» до того законченны и малы, что я, сколько ни старался, ничего не мог рассмотреть; «Портной»,— у этого хотя окна тоже малые, но отворены, на первом плане красуется согнутая коленка одной и босая подошва другой ноги, скобка волос и как бы между них выскакивающая рука, в другом окне также сидят, поджав ноги, на грязных «катках». Синий собственный портняжеский чапан напомнил мне крестного отца,— царство ему небесное, а был он горький пьяница!
Маленькие жилые домики связуются теми же заборами, свободными от постоя. И тут же красуется действительно нечто европейское, в котором я пребываю с удовольствием, — гостиница Кокорева; но все это пространство было бы скучно, если бы не украшалось вывесками «Распивочно и на вынос». [...]
1 Прахов Адриан Викторович (1846—1916) —историк искусств, археолог, художественный критик. Был профессором Петербургского университета и Академии художеств. С юных лет дружил с Репиным и оказывал большое влияние на его общекультурное развитие.
27 мая
Какой дичи напорол я Вам вчера, Андриан Викторович! Так и хочется предать уничтожению, но ведь эдак ничего, пожалуй, и не пошлешь Вам. Была не была! Сравнение Москвы сделано сгоряча и неудачно — она, скорее, похожа на комнату ученика Академии художеств, где рядом с хорошей копией — плохой академический эскиз. Замасленная тряпка, грязный кашне, когда-то белый, а теперь превратившийся в серо-рыжий. Однако довольно мне распространяться, нагонять зевоту.
Сегодня я видел картину Иванова ' — вот что важно, вот что драгоценно! — но я весьма грущу, что не могу написать Вам о ней ни строчки — «душа не налягает».
Во-первых, Вы мне не поверите, потому что лишены возможности ее видеть, а во-вторых, мне уже известны изобретенные Вами ее достоинства.
1Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу», находившаяся тогда в Румянцевском музее.
28 мая
Сегодня был на этнографической выставке. Морды манекенов действуют неприятно, и, признаюсь, по слабости своей, я скоро обратился к живым.
Помнятся мне увлечения не одного фельетониста оригинальностью Москвы — все в ней своеобразно по-русски', и их порицания Петербурга за его бесхарактерность — ничем-де он не отличается от европейских городов. Жаль, что сих велемудрых мужей не посылают путешествовать, например, в Китай, какие сладкозвучные гимны своеобразию усладили бы тогда наш слух!.. Опять отвлекаюсь. Я хотел сказать, что Москва действительно оригинальна, оригинальна до провинциальности, или провинциальна до оригинальности.
Мстислав Викторович2 хочет поехать со мной в Воронеж, а потом на Донец. Я до сих пор не могу объяснить себе его поведение в отношении ко мне. Боже мой, какая ангельская чистая душа у этого глубокого человека... и мне делается досадно до боли, когда вспоминаю, что этот богоподобный человек три раза посетил мое грязное жилище после Вашего отъезда. Две светлых ночи мы прохаживались с ним по петербургским улицам... Сейчас я получил от него телеграмму, он обрекает меня на прожитие в Москве еще целой недели. Хотелось бы в леса!.. Но что делать — подождем. Я прочел «Дым» Тургенева; Мстислав Викторович дочитывал его у меня, слушали Шевцов и Шестов.
Плоды «Дыма» следующие: мне стыдно теперь за свою вспышку (помните?). Я хотел совсем оставить немецкий язык; я буду им заниматься, хотя даже ничего из этого не выйдет. Но боже мой, какой я бесхарактерный!!! [...]
В Москве производятся молебствия по случаю вторичного избавления государя от смерти. В Париже какой-то поляк Березовский стрелял.
Прощайте, Адриан Викторович, кланяйтесь от меня Лидии Викторовне, дяде Алексею Васильевичу3.
Веселитесь и тучнейте. Я буду ждать от Вас письма в Чугуеве.
Сейчас пойду на постоянную выставку и оттуда в Московский музей, где пребывает величайшее произведение целого света, гиганта, родившегося на Руси 4.
Действительно па Руси родятся богатыри!
И. Репин
1 Я посетил до 20 трактиров — это царство грязи, плесени и гнили. Половые мальчишки едва не вышибают из рук грязных чашек —шалят очень —мило. (Прим. автора.)
2 М. В. Прахов — брат А. В. Прахова.
3 Л. В. Прахова — художница, сестра А. В. Прахова. А. В. Полубинский — дядя Праховых.
4 «Явление Христа народу» А. А. Иванова.
А. В. ПРАХОВУ
19 июля 1867 г. Чугуев
Я не придумаю ни одного достойного прилагательного к Вашему имени, мой милый Адриан Викторович!
Вы пишете мне, что я наслаждаюсь теперь жизнью цельно, как следует — не верьте в это предположение. Я похож на летучую рыбу, которой далеко до птиц небесных; она даже не может поднять настолько голову, чтобы видеть их.
Но в то же время она выше рыб, плавающих в воде, ей удобно наблюдать за ними, она самой природой поставлена в это положение, скучное и безотрадное. Вечно молчать, смотреть на то, что уже так хорошо известно, как пережитое, видеть на странице книги одни буквы, расставленные таким образом, что не выражают собою ни даже одного слова, а не то чтобы мысли.
В летучей рыбке есть некоторый запас жизненных сил (одиночество сберегает силы), она хочет поделиться жизнью хоть с кем-нибудь, поджимает свои крылышки, спускается в воду, но неприятно щекочет ее нервы грязная вода, с тех пор как она подышала свежим воздухом, — она крепится, не показывает виду, но это выходит у нее неловко, она точно провинившаяся. Эти ненужные в воде крылышки вызывают в массе целый ряд острот... и каждый почитает себя вправе оторвать для общей потехи перышко у смиренно заискивающей рыбки...
Однако что же я вдаюсь опять в повествования — простите, господа ради!..
Теперь я люблю хохлов больше, чем когда-нибудь. Я прожил в деревне Тишках целый месяц — жаль было расставаться с моими милыми, и, если бы не письма, ожидавшие меня в Чугуеве, тянули меня домой, я бы не вернулся за все лето.
Благотворный родной воздух подействовал на меня отрицательно — я ужасно похудел и ослабел, ничего не работал — лень ужас.
Вы пишете, что Вам недостает человека, Антокольский (я уже получил от него два письма) пишет то же; этим же страдает и Петр Иванович1. Ринулся бы и я теперь на Вашу грудь и долго рыдал бы у ног Ваших как нераскаянный грешник; конечно, после этого мне было бы очень легко, но что Вам из этого — Вам не было бы легче, это может подбавить Вам горечи — Вы и тут увидели бы противоречие собственным чувствам.
Напрасно Вы боитесь наскучить мне своими, как говорите Вы, «отвлеченно-печальными песнями». Я очень люблю и дорожу этими песнями, как бесцельно летающая над водою рыба с жадностью слушает песни птичек, своих идеалов.
В Тишках я иногда предавался в уединении совершенному покою — блаженное состояние для человека. Странно чувствуется жизнь всего мира в этом светлом полусне, глубокие и ясные мысли проходят одна за другою; но у меня это делается так быстро, что я не могу ни поймать в то время, ни вспомнить в данную минуту ни одной из них, остается только одно смутное воспоминание, как после хорошего сна, и приятное расположение духа. Теперь и я вижу в природе много глубокого смысла. Но как туго и медленно добирается человек до этого смысла и доберется ли? Ясный глубокий мировой смысл только и проглядывает в тех действиях или произведениях человека, которые творит он бесцельно (чтобы не сказать — бессмысленно), и все мудрствования его мелочны и временны перед вечным разумом.
Я прочел несколько песен из «Дон Жуана» Байрона. Он говорит в одном из своих обильных отступлений, что цель мира пустее картофельного яблока; я сомневаюсь в совершенной бесцельности картофельного яблока, — почем знать, может быть и оно имеет благодатную цель?
Бертольд Шварц случайно открыл порох, а сколько великих дел было его порождением, но на днях я узнал от одного мужика, что порох способен произвести дело, превышающее все предыдущее, а именно: если помазать содранную кожу у лошади порохом, смешанным с коровьим маслом, то рана скоро заживет, пойдет быстро шерсть и совершенно загладится больное место. (Мне кажется, что существуют только причины, порождающие явления, а цель этих явлений...)
О несказанно добрый Адриан Викторович! Только здесь, только в этой узкой пустыне я научусь ценить дорогое общество любезных моему сердцу друзей... Я оглядываюсь назад, и мне больно, жалко теперь времени, проведенного безжизненно, небрежно; теперь я буду дорожить каждой минутой божественной жизни в Петербурге. Все, что было лучшего в жизни, все там!..
После некоторых немногих сцен, которые останутся покрытые мраком, первое место занимают лунные ночи, проведенные в Гавани (помните?).
Помните, как мы сидели на досках разбившейся барки у берега залива, маленькие волны плескали у самых ног наших, Вы говорили тихо, внятно... и все эти вечера — какие-то торжественные сны.
Но здесь я уже не один раз благоговел перед величественной, но тихой и спокойной красотою украинской ночи... но этих картин не описать мне.
Из Серпухова до Харькова я ехал в дилижансе; не доезжая 50 верст до Харькова ночью нас застала страшная гроза, подобной я не видел: буря, проливной дождь, раскаты грома и ослепительная молния продолжались целый час. Удалые ямщики хватали во всю прыть, я задернулся кожей и смотрел в маленькое окошечко; блеснет вдруг молния дневным светом во мраке, ярко осветит шоссе да силуэт форейтора обрисуется темным пятном — и опять страшный бурливый и шумный мрак. Наконец прошла гроза и [наступила тишь, но теплая, удушливая тишь; из-за облака вышла луна, измокшие до костей ямщики оправились, заморенные лошади пошли шагом, и между нами пошли уже веселые россказни о прошедшем ужасе. «Одначе душно, еще будет», — сказал ямщик. И действительно, вглядевшись пристально, я заметил вдали целый дождевой ураган, пыли не могло быть, дождевая пыль неслась нам навстречу, черные тучи закрыли луну — и опять та же музыка, еще сильней. На этот раз уже и лошади не могли идти, они плотно прижались друг к дружке, поджали хвосты, и только мокрые гривы их готовы были оборваться и пропасть в страшной кутерьме. Мы терпеливо и напряженно молчали еще полчаса. Я побаивался, чтобы наш громадный фургон не своротило в канаву, а он только скрипел по временам... Но незаметно для самого себя я опять забрался в повествование. Но, боже мой, что же другое? Я положительно неспособен сокрушаться о великих вопросах, ибо слишком беззаботен. Я, например, признаю существование мирового порядка, но думаю, что человек составляет тут самую суть, а не ничтожную фибру; мысль моя пойдет дальше человека.
Впрочем, я неспособен даже изучать природу, вся она представляется мне искусно написанною: раскинулось ли красиво облако по небу, я вижу тут ловкие мазки, искусные удары кистью и необычное разнообразие колеров. Кстати о колорите, здесь удивительно колоритное небо, теперь еще я немного свыкся, а первое время меня это просто поражало, да не одно небо, а все, все; например, пыль, поднятая овцами, отражает в себе радугу.
Вещь, написанная здесь, должна блестеть своим колоритом и убивать все бледное, написанное на севере. Когда я приехал в Тишки, чтобы покрыть свои образа, написанные в Петербурге, то не узнал их, так они показались мне бесцветными и затушеванными. И действительно, я написал портрет с помещика (добродушное, но — рыло), этот портрет убил все.
1 Художник П. И. Шестов, товарищ Репина по Академии художеств.
22 июля
Третьего дня я был именинником, и это обстоятельство помешало мне продолжать начатое письмо.
Перечитываю вновь Ваше письмо и чувствую свое полнейшее бессилие сказать Вам что-нибудь утешительное; не понимаю я также прекрасного выражения «без воли его и волос не спадет с твоей головы». Востоком веет от этого выражения: оно мне служит хорошим оправданием против сна, бездействия и безнравственности, в которые так глубоко погружена южная Русь под впечатлением плодотворной природы. К несчастью, эта природа значительно истощается и уже, видимо, не может удовлетворять увеличившуюся массу, неизбежен переворот, предвестники его уже явились — это лень и безнравственность, но переворот этот будет тянуться так долго, так лениво, что я боюсь даже, чтобы он не остановился на середине... (Впрочем, почем знать, может быть, я восток сберегает свои силы в чувственном сне, а потом заживет божественной жизнью человека, истинно свежими, сильными и не натянутыми чувствами, которыми так тщетно силятся теперь жить люди, обреченные на черную работу рассудка, и беспечить существование богоподобной жизни. Блаженство этих предшественников похоже на блаженство столяра, если он дерзнет отдохнуть на только что отделанном мягком диване для богатого вельможи?)
Мать моя очень добрая женщина и очень меня любит, впрочем, что и говорить об этом... а радость ее описывать ли? Она плакала... Брат мой очень хороший и способный мальчик, порядочно рисует, но нетерпелив. У него большая способность к музыке.
Вчера пришел ко мне один старик, чугуевский житель 70 лет, Иван Васильевич Шаровкин, он поэт — говорит почти стихами, проговорил мне несколько своих поэм, которые я вое опишу. Он служил в военном поселении, а потом в кавалерии, вытянул 42 года самой ужаснейшей лямки. Теперь худощав, красен, глазами смотрит, но ничего не видит, зеленоватые глаза тусклы, зрачков почти не приметно, голова — как лунь, бороды почти нет и та подстрижена. Веселый и крепкий старик, великолепно играет на флейте и на всех духовых инструментах, ветеринар, знахарь и все что хотите — я познакомлюсь с ним покороче, напишу с него портрет — интересный субъект!
Прощайте, Адриан Викторович! [...]
Миколе' я послал письмо из Чугуева — ответа нет.
Мстислав Викторович обещал написать мне, но до сих пор ничего. Я боюсь — не писали ли Вы ему чего-нибудь — я был так неосторожен. И теперь две строчки от него составили бы несказанную радость. Если он теперь в Лопуховке, то передайте ему мой смиренный и низкий поклон. Лидии Викторовне мое глубокое почтение.
Кланяйтесь Алексею Васильевичу и супруге его.
Привозите побольше здоровья, это самое главное.
Ваш Илья
Я видел здесь много любопытных вещей, как-то: сенокос, то есть косовицу, грабовицу, полову, жниву и тому подобные прелести, все это чудные, колоритные и сильные картины.
Прощайте, будьте здоровы: чуть-чуть не забыл сказать Вам о своей радости, причина этой радости — Ваше занятие малярством. Это Вам очень в пользу.
1 Николай Иванович Мурашко — художник, учился вместе с Репиным в Академии художеств.
Иллюстрация к рассказу Толстого «Чем люди живы». | М.В. Якунчикова | Нищий с сумой. 1879. ГТГ |