Письменная переписка с Праховым 1869 года

1869

В. Д. ПОЛЕНОВУ1

21 сентября 1869 г. Петербург

Василий Дмитриевич, может быть, письмо мое окажется лишним в настоящее время, когда я даже не уверен, застанет ли оно Вас на месте и когда нет никаких положительных сведений, ко­торые я мог бы считать необходимостью сообщить Вам.

Но все же это гораздо лучше, чем письмо, которое я хотел было написать сейчас же, как поставлены были программы2 (роковая суббота), под влиянием самой без­отрадной хандры. Программы на выставке показались мне до того плохими, мне сделалось так совестно, что оставалось только бежать или провалиться сквозь землю.

Не знаю, способность ли это человеческая — привы­кать, или программы действительно не так плохи, как мне показалось сгоряча? Только теперь я уже нахожу в в них много хорошего. (По живописи Ваша лучшая, что, впрочем, Вы сами знаете.)

Лучшие вещи на выставке — это: Масленица Маков­ского, Тюрьма Верещагина, пейзаж Дюккера, портрет Пе­рова и портрет Крамского Е. Васильчиковой 3. (Это, ко­нечно, мое мнение.) Самое скорбное впечатление произ­водит Вилевальд своими двумя баталиями (один прия­тель мой очень метко выразился о них:  по его мнению, это два решета. Впрочем, к их счастью, глаз на них не останавливается. Вашей картиной, я слышал, он, Ви-левальд, был очень огорчен за неоконченность. Небреж­ность в выполнении он принимает чуть ли не за личное оскорбление.

Говорят, что экзамен программ будет 27 сентября, впрочем, этот слух лишен всякого вероятия. А вернее, что это воспоследует по закрытии выставки. Меня очень приятно поражает спокойствие программистов: Урлауб ходит не иначе, как с самодовольной улыбкой и со спо­койной самоуверенностью человека, сознающего себе це­ну. Макаров добродушно улыбается во весь свой огром­ный рот. На меня это подействовало очень благотворно, так что я теперь даже очень весел (может быть, не пе­ред добром?). Как-то Вы там?1 (Счастливец?), Василий Дмитриевич. Наслаждаетесь, вероятно, натуральными благами природы, а не искусственными, какие выпали теперь на нашу долю.

И. Репин

1   Поленов     Василий     Дмитриевич     (1844—1927)—известный художник-передвижник, жанрист, пейзажист и исторический живо­писец. Народный художник РСФСР. Учился вместе с Репиным в Академии художеств. Поленова  и    Репина    связывала    большая дружба, длившаяся все годы их знакомства.

2   Программные картины,  написанные  на малую  золотую медаль. Вместе с Репиным картины на заданную тему «Иов и его друзья» писали в  1869 г. В. Поленов, Е.  Макаров и Б. Урлауб.

3   Репин  пишет  о  картинах,  экспонированных  на  академиче­ской выставке 1869 г.: К. Маковского «Народное гулянье во вре­мя    масленицы    на   Адмиралтейской площади    в Петербурге» (1869), В. П. Верещагина «Свидание узника с семейством»  (1869), Е. Дюккера «Вид в Эстляндии»   (1869), В. Перова  (был  представлен  портретами  А.   Писемского.   А.   Борисовского,   А.   Безсонова, написанными в  1863 г и И.  Крамского  «Портрет Е..Васильчиновой»  (1869).



Н. А. Римский-Корсаков.

33

Столовая. Фотография 1975 г.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.