Письменная переписка с Праховым 1877 года

А.В. Прахову


7-e марта 77 г. Чугуев

Дорогой Адриан!

Вчера только послал тебе письмо, и, почти в тот же момент, получил твое, спешу писать другое: фотография с “Кафе” несколько велика; надо бы поменьше, ну и немножко грубовата; это конечно рисовано по фотографии на доску. Как-то награвируют? — Зарежут.

Продавай, продавай; это недурно. Вот тебе minimum за “Кафе” 1300 р. с. (дешевле нельзя и то себе дороже стоит), за “Негритянку” 600 р. с. [“Кафе”, “Негритянка” — картины Репина “Парижское кафе” и “Негритянка”.] Уж дешевле невозможно. Если академическая выставка найдет не неловким выставлять другой раз (и то чай всем надоело?) мои вещи, то пусть выставляют; с их стороны это будет очень любезно. Жалею — я готовил тут одну вещь для академической выставки специально, да не понравилась она мне под конец и я ее бросил. Теперь мог бы послать разве несколько портретов, да это неинтересно — критика строга!!...

Твою идею иллюстрировать Библию и Евангелие я очень одобряю и рад служить этому делу.

Присылай сюжеты (не выйдет ли в них отречение Ап. Петра? У меня есть эскиз). Да, вот что еще (тебе трудно, попроси Поленова) пришлите мне несколько листов бумаги, на которых обозначьте рамки 9 — 12 дюймов, как ты говоришь... И Васнецова имей в виду. Савицкого бы тоже зацепить... А у меня кстати и бумаги нет и альбомы зарисованы; пусть Василий Дмитриевич выберет у Беггрова [Беггроввладелец магазина картин, эстампов и художественных принадлежностей в Петербурге.] два альбома (для карандаша), не менее пол-аршина длины и велит ему прислать мне.

Портреты тоже возьму делать, пришли размер точный холста, и оригиналы (карточки или портреты, что есть), это все можно в антрактах. У меня их много, интересные чугуевцы часто надувают, ждешь, ждешь в условленное время, да и бросишь.

Есть ли для этих портретов обязательный фон? На нет? Или можно весь подрамок чернить? Кажется поля есть? Все это поясни. Хорошо бы свободно, для разнообразия.

Твой Илья.

Приписки поперек страниц:

[1-я стр.] Недавно от Миколы получил; у них там интересная выставка. Обещается ко мне в Чугуев приехать.

Нужно ли подписчикам что-либо доплачивать чтобы получить премии 1876 г.?

[2-я стр.] Если есть снято, то пришли пожалуйста, и без ретуши, если можно.

[3-я стр.] А с “Негритянки” и “Садка” снимал? Или нет еще? Вот с Садки-то хлопот будет.

[4-я стр.] Виктору Алексеевичу Боброву [Бобров Виктор Алексеевич (1842 — 1918) — академик портретной живописи, офортист. Им награвировано более 100 досок. Известен живописными портретами и акварельными головками (“Гречанка”, “Барышня” и др.).] передай мой поклон. Я получаю “Светоч”, где будет его головка — офорт, тоже жду. Я еще не видал его работ, гравюр.

Понукай Поленова отвечать мне поскорее; я жду. Часто видитесь?

 

2-е апреля 1877.

г. Чугуев

Дорогой Адриан!

Поздравляю тебя и твою семью со всеми праздниками, которые уже пройдут, пока дойдет мое письмо. Кланяйся от меня всем твоим. У нас тут на второй день праздника родился сын, нарекли Георгием. Микола приехал ко мне в Страстную пятницу и уехал на третий день праздника. Хочется мне собраться к нему, да и вообще в Киев, на Днепр.

Да, ну брат, я взял целых десять сюжетов на Библию. Список я, с твоего позволения оставляю у себя для руководства. А вот тебе избранные мною сюжеты. №№ следующие:

№ 2. Грехопадение.

№ 8. Жертвоприношение Исаака.

№ 11. Встр. и примир. Исава и Иакова.

№ 12. Братья продают Иосифа.

№ 17. Избиение первенцев Египта.

№ 2В. Самсон предается Далилою.

№ 31. Давид, пляшущий перед Скин[ней].

№ 38. Вознесение Илии на небо.

№ 43. Плач Иеремии.

№ 47. Сцена из истории Товии и Товита.

(Есть ли определенная тема или на усмотрение автора полагается?)

(Еще, не в счет абонемента, позволь сделать замечание о № 19-ом. У тебя сказано: “Истечение воды Моисеем и Манна”. Тут, кажется, два сюжета?)

Поблагодари Поленова за излишнюю любезность, зачем же мне брать взятые им сюжеты; я очарован и своими. Только вот что, не слишком ли много я взял. У вас не ограничено число на одного художника; если много, то напиши, сколько оставить и я тогда некоторые уступлю, сколько нужно. “Пчелу” я получил на первый день праздника. Спасибо; статью твою о Семирадском еще не читал, т[ак] к[ак] № 13 еще не присылали. Вообще, без лести скажу Вам, что рассылка Ваша не особенно аккуратна, т. е. не скора.

Портреты присылай, я их сделаю скоро, присылай для пробы штук пять.

А что же это ты насчет продажи моих грехов молчишь? Али в газетах об этом глухо прописано? Ты, я слышал, собираешься в Рим; приобрести якобы кое-что от трудов А. А. Иванова; дело хорошее. Пиши, когда уедешь.

Насчет денег: пока еще не нужно. Но я воспользуюсь твоим любезным предложением, напишу.

Еще насчет красок: может ли быть употреблен составной тон, где слабее и где сильнее? Или раз составленный, он уже не может быть ни облегчен, ни усилен на одной и той же вещи.

Не забудь, если тебе не трудно, ответить на все эти вопросы.

Твой Илья.

Вера Вам очень кланяется.

 

[Апрель 1877. Чугуев]

Воистину воскресе!

Дорогой Адриан. Только что прочел давно жданную критику твою о картине Семирадского. Отлично хорошо! Превосходно! Это, по-моему, лучшая из всех критических твоих работ, которые я читал. Может быть местами и резковато (автору не поздоровится), но совершенно справедливо. Жаль, я не видал ее в красках, но воображаю, что и тут все верно сказано. Прочту еще раз; не потому чтобы я ощущал злорадство или зависть к Семир., а просто статья твоя интересна. В начале эпиграф меня несколько покоробил; это сопоставление слов Бобчинск[ого] и Добчинского с очень значительными и по смыслу и по происхождению, другими словами, показалось мне не тактичным, но по прочтении я помирился с этим.

Желаю тебе успеха на этом поприще и надеюсь он тебя поддержит в этом благородном порыве... Ну, извини, не буду больше...

Какая досада, что письма наши опять разошлись. Теперь, конечно, ты получил уже мое и я спокоен.

Здесь, в Чугуеве, я приготовил уже некоторые эскизы и приготовлю их все, а кончать как следует буду в Москве: здесь невозможно некоторые фигуры надобно порисовать с натуры голыми (Исаака, Еву и пр.), но здесь ни за какие деньги никто позировать не станет.

Затея у меня теперь чудесная есть; но ее хватит года на три, а у меня еще только в эскизе не проверенном даже; следовательно, я пока буду молчать. В Москве начну ее серьезно обрабатывать песня долгая и говорить об этом не след.

Семья кланяется тебе и благодарит Эмилию Львовну. Передай мое глубочайшее почтение и всем своим. Как поживает Мстислав Викторович?

Всегда твой Илья.

“Le droit de seigneur” вышла неважно: “Одалиска” лучше была; да та замечательно хорошо вышла, а здесь в общем картина недурна, но лица скверно вырезаны, непохожи и безобразны. [В постскриптуме речь идет о картинах В. Д. Поленова.]

 

3-е мая 77. Чугуев

Ах, если бы ты мог мне поскорее ответить, можно ли заменить noire d’ivoire, которая отвратительна по чернизне тона, или подмешать в нее чего-нибудь, чтобы получить несколько теплый тон, вроде офорта, напр[имер], вместо тона гравюры на стали, который дает слонов[ая] кость. Если желают чтобы коллекция была вся, как один (казенное желание), тогда, конечно, ничего не поделаешь; но если можно, то не мешало бы похлопотать об самом легком разнообразии, а то ведь будет скука ужасная. Конечно, будь уверен, что я не допущу, какого-нибудь рыжего кричащего цвета, но легкая теплота, именно тон офорта был бы очень хорош. Я даже сделаю один так, но если ты напишешь, что noire d’ivoire обязателен, то я постараюсь довести до этого отвратительного цвета лесировкой.

Желаемые тобою сюжеты я беру, если дело не к спеху. Все равно выполнять их я буду в Москве, здесь только эскизы поделаю. А я уже скомпановал “Истребление первенцев” (это третий раз уже пришлось, но опять иначе). Вот за что я боюсь, что стиля у меня не выйдет никакого, я валяю во всю силу; впрочем, при выполнении можно будет намекнуть, если потребуется.

Поездка моя в Москву зависит от Поленова. У нас условие такое: по приезде в Москву или накануне, он пишет мне и мы вместе съезжаемся. А это было бы не худо если бы и ты туда приехал, право, кажется, было бы чудесно.

Жалею, что Хомяков и Аксаков не непосредственно с натуры, а уже с литографии. Нельзя ли достать с натуры? В Москве я думаю есть, ведь это московские боги. А то ведь ужасно противно, хотя и литография порядочная, а все же ведь, гляди, Щепкин совсем другой табак (один с портрета Неврева, хороший портрет).

И так до скорого свиданья.

Твой Илья.

Как теперь здесь усладительно! Цветут сады, поют соловьи, на Донце лягушки сливаются в один общий гул, какой-то целый мир слышится там, точно гуны стоят лагерем; гудуть водяные бугаи. Ярко горят звезды по ночам, тихо...

 

[Май 1877. Москва]

Дорогой Адриан!

Теперь ты вероятно вернулся в Питер, а потому я пишу тебе о сюжетах взятых мной из Библии.

Я начинаю побаиваться, не слишком ли много набрал я?!... Утешает только одно, что не к спеху. А если возможно передать из моих Васнецову, то это было бы не худо.

Вот они.

Взятые мною прежде:

1. Грехопадение.

2. Исаака жертвоприношение.

3. Встреча Иакова с Исавом.

4. Братья продают Иосифа.

5. Избиение первенцев Египта.

6. Самсон предается Далилою.

7. Давид, пляшущий перед Скинией.

8. Вознесение Илии на небо.

9. Плач Иеремии.

10. Сцена из истории Товии и Товита.

Рекомендованы тобою:

1. Благословение Иакова.

2. Иосиф толкует сны.

3. Моисей показывает чудеса.

4. Самсон убивает льва.

5. Месть и смерть Самсона.

6. Обличение Нафаном Давида.

7. Бегство от Авессалома.

8. Жертвоприношение пророка Илии.

9. Возвращение Иевфая (этот я плохо помню).

Да вот что, будь благодетель, пришли мне хорошие портреты (фотографии с натуры, а не с литографии) Хомякова и Аксакова я не мог найти к моему огорчению и теперь не могу их работать, пока не достану хороших портретов.

Пожалуйста, милейший ты мой, не позабуду я подобной услуги. Были мы у Мамонтовых и несмотря на скверную погоду время провели чудесно!

Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача; это просто идеал!..

Твой Илья.

К письму приложен список “Библейские сюжеты”, писанный рукой А. В. Прахова, с распределением работ между художниками.

БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ....................……………......Кто взял

1. Сотворение мира ................................…………….....Крамской

2. Грехопадение .....................................……………......Репин

3. Изгнание из Рая .................................……………......Крамской

4. Каин и Авель .........…..........................…………….....Крамской

5. Потоп ..........................………………………………..

6. Вавилонское столпотворение ............……………....Поленов

7. Содом и Гоморра ...............................………………..

8. Жертвоприношение Исаака ..............…………….....Репин

9. Благословение Иакова ......................……………......Р.

10. Сон Иакова ......................................…………….......

11. .........................…..............................…………….......

12. Встреча и примирение с Исаком ....……………......Репин

13. Братья продают Иосифа ...................…………….....Репин

14. Иосиф толкует сны фараона ............…………….....Р.

18. Приезд Иакова в Египет ....................………………

16. Дочь фараона находит Моисея ........…………….....

17. Моисей показывает чудеса ..............……………......Р.

18. Избиение египетских первенцев. Пасха …………...Репин

19. Переход через Чермное море.

Горькая вода. Вода Мерры ......................……………....(Савицкий?)

20. Источение воды Моисеем ..................……………....

21. Моисей приносит скрижали (второй раз) …………

22. Медный змий .......................................……………....

23. Падение стены Иерихона ...................……………....

24. Иисус Навин останавливает солнце ..……………....Репин

25. Гедеон побеждает мидианитян хитростью .………..

26. Самсон убивает льва ............................……………...Р.

27. Самсон предается Далилою.................……………...Р.

Ослиной челюстью избив[ает] Филистимлян …………

28. Месть и смерть Самсона .....................……………...Р.

29. Давид убив[ает] Голиафа. (Приход в стан) ………...Поленов

30. Саул, кидающий копье в Давида ...........…………....

Давид, берущий копье у Саула .......................………….Поленов

31. Саул у Андорской волшебницы ...............…………..Репин

32. Давид, пляшущий перед Скинией Завета .….……...

33. Чума при Давиде ............…........................…………..

С Нафанаилом ...............…………….................................

34. Смерть Авессалома (Бегство Авдссаюма)……..…..Р.

35. Соломонов суд ....................……….....................…...Поленов

36. Построение храма .................………….......................

37. Царица Саба у Солом[она] .....………….....................

Разделение царств .............…………….............................

38. Илия, кормящий ворона [зачеркнуто] ....…………...Репин

Жертвоприношение на картине ....…………...................(зачеркнуто)

Иероваам приносит жертву Тельцу в Веал ………........Репин

39. Вознесение Илии на небо.......…………......................

40. Смерть Иезавели .............………….............................

Исцеление Неемана сириянина.....…………....................

Елисей ...........................……………...................................

41. Вавилонское пленение .....…………...........................

Иона кидаемый ................…………..................................

42. Торжество Мордохея ......………….............................

43. Иов с друзьями ..........…………..................................Поленов

44. Плач Иеремии ..........…………...................................Репин

48. Пир Вальтасара ........…………...................................Суриков

46. Три отрока из пещи,

Даниил во рву львином ................…………......................

47. Юдифь, отсекающая голову Олоферну …………......Крамской

48. Сцена из истории Товия и Товита ...…………….......Антиоха Эпифана

50. Александр Македонский .......………….......................

Иуда Маккавей побежд [зачеркнуто]

обновл[ение] храма .....……………....................................

Вход в Иерусалим ......……………......................................

 

20 июля [1877 г.]. Чугуев

Милый Адриан.

Немножко я задержал гравюру в Мохначах, сегодня же в Чугуеве, а потому посылаю ее. Я получил ее сплюснутой, не догадались вставить скалки в средину, картон смялся.

Гравюра слаба, сера, однообразна, скучна. Голова мальчика хороша, только она без нижней челюсти. Прочие лица надо вырисовать определенней и дать сходство каждому. Голова старика (с кисетом) мала, это произошло от невыполнения ракурса вниз: надобно ему удлинить орбиты глаз и расширить немного челюсти. Остальные лица надобно дорисовать, особенно тенями. Тени все очень слабы и однообразны, как и света. Тени следует вырисовать, резко, определенно, во всю силу. Если он (г. Бобров) не ревнивый рыцарь иглы, то лучше всего проложить бы кистью с канифолью как тени, так и тона каждой материи; в картине эти тона разнообразны, начиная с лиц (каждое лицо имеет другой тон), так же и одежда каждого разнообразна. Следовало бы употребить различный штрих на некоторых вещах (пройти рулеткой, где просто поковырять), картина заиграла бы. Я сделал кистью одни намеки на все это и сравни теперь этот мой оттиск с другими и увидишь разницу.

Что меня особенно пугает: гравюра уже подписана, значит она уже пошла у Вас в дело? Это было бы жалко, ибо она еще очень плоха. Посмотри ты на его головку “Маркизио” (“Свет”, вып. 5), ведь это прелесть и какая сила! А тут слабая литография какая-то.

Надобно особенно вырисовать глаза у двух: у Канина (второй от края) тоньше и глубже в у Ильки-моряка (третий), у этого глаза светлые и глядят на зрителя выразительно (он чернее всех). Старичок, вытирающий пот со лба, совсем не нарисован и не похож, а жаль это чудесная фигура. Вообще он не рисует нижних челюстей почему-то, верно фотография, которой он пользуется, очень плоха. Следовало бы отправиться с оттиском к картине и на нем сделать все эти поправки тонко и отчетливо. Волосы тоже бестонны и бесформенны.

Вот сколько замечаний!

Ничего, пускай поработает. Ведь один раз поработать, а тысячи печатать, и плохих, это...

Портреты с бюстов я сделаю, конечно, только мундиры да кресты где я возьму здесь? Вот беда, опять откладывай до Москвы?

Твой Илья.

[Автограф этого письма хранится в рукописном отделении Гос. Публичной библиотеки в С.-Петербурге. Письмо опубликовано с неточностями в журнале “Искусство и жизнь” 1938, № 9, стр. 42. — В этом письме речь идет о гравюре с “Бурлаков”, которая подготовлялась для подписчиков журнала “Пчела” (А. В. Прахов был редактором этого журнала).]

 

29 ноября 77. Москва

Милый Адриан!

Ликуете ли Вы теперь, как Москва ликует? [“Ликование” Москвы происходило в связи с взятием Плевны 27 — 28 ноября 1877 г. войсками Скобелева, после более чем 4-месячной осады.]

Столько ли у Вас флагов?... даже в нашем Теплом переулке флаги!... Извини, что я так долго не отвечаю тебе; все день за день... не увидишь как время летит. С иллюстрацией Библии просто беда; я начинаю думать, что я к Библии не способен. В самом деле, этим делом, по-моему, нельзя заниматься авось-небось да как-нибудь” между делом — этому надо отдаться серьезно. Надобно кое-что изучать, надобно приготовляться, обдумывать; словом, почти заняться им одним, тогда только может выходить что-нибудь изрядное. Надеюсь и Вы с Саввой ведь не ставили же целью делать из этого что-нибудь, лишь бы делать? Повторять тысячу первую заурядную иллюстрацию? А серьезно заняться этим делом невозможно, — оно не окупает труда. Заниматься же медленно, между делом — у Вас, пожалуй, недостанет терпения ждать.

Поэтому вот что я предлагаю, друг мой милый. Я оставляю за собой только те сюжеты, которые я начал обрабатывать.

1-й Грехопадение.

2-й Жертвоприношение Исаака.

3-й Встреча Иакова с Исавом.

4-й Иосиф прод[ается] братьями.

5-й Казнь первенцев Египта.

6-й Самсон и Далила.

7-й Пророк Илья восх[одит] на небо.

8-й Пророк Иеремия.

И эти не обещаю сделать скоро, это не такое дело, тут колоссальная конкуренция, а как ты ни рассуждай, ее невозможно игнорировать, всяк будет говорить: зачем Вы это делаете хуже того, чем уже сделано.

Передай, пожалуйста, Васнецову те остальные сюжеты, которые я, по неопытности, сгоряча оставил было за собою.

Дашков все беспокоится, что ты ему не высылаешь остальных портретов.

Я успокаиваю его как могу.

Будь здоров, милый Адриан, кланяйся Эмилии Львовне. Да своим пожалуйста, Лидии Викторовне, Иосифу Васильевичу, Авдотье Васильевне мой глубочайший поклон передай и от жены моей тоже.

Твой Илья.

Пришли мне, пожалуйста, гравюру с Бурлаков, тот самый экземпляр, который я прошел тушью еще в Мохначах; не забудь, он мне очень нужен.

 

[19 марта 1878. Москва]

Адриан! Твои последние статьи “Выставка в Академии художеств” очень интересны; первые две несколько сбивчивы и не так цельны (мне показались), но третья — просто превосходна. В ней не только сила мысли, постановка верная интересных наших (русских) вопросов, глубина убеждения — в ней даже поэзия есть, в глубоком чувстве, которым обняты картины Крамского. Особенно Христос, да и Русалки и Шишкин даже. Браво, браво! Поздравляю тебя с этим! Дай Бог тебе стоять на этом крепко для твоей же собственной славы! Чудесно, превосходно!..

Твой Илья.

[На конверте: Его Высокоблагородию Адриану Викторовичу Прахову в С.-Петербург. Вас. Остр., 2 д., д. № 11 — 13, кв. 20. Почтовые штемпеля: 1) Моск. Почт. Центр, отдел. 1878, 19 марта; 2) С.-Петербург, 3 часа, 20 марта 1878.]


13

11

Собрание русских, польских и чешских музыкантов.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.