Выставка "Bonjour Russland"
15 сентября 2007 - 6 января 2008г.
"Bonjour Russland" ("Здравствуй, Россия")
Выставка русского и французского искусства 1860-1925 годов из собраний четырех крупнейших российских музеев откроется в музее Кунст Палас (Kunst Palast) в немецком городе Дюссельдорфе 15 сентября, рассказала РИА Новости немецкий арт-критик Ева Гербердинг (Eva Gerberding), снимающая фильм об этом событии.
"На выставку "Bonjour Russland" ("Здравствуй, Россия") ключевые полотна русских и французских мастеров представят Эрмитаж, Третьяковская галерея (ГТГ), Музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) и Русский музей", - сказала Светлана Янкина.
"Это будут настоящие хиты Моне, Ренуара, Репина, Малевича и других очень известных художников", - добавила Гербердинг.
"Концепция выставки - не только отобразить влияние французского изобразительного искусства на русское, но и показать, как быстро ученики превзошли своих учителей, открыв новые горизонты в искусстве не только для России, но и для всей Европы", - сообщает в пресс-релизе к выставке ее куратор, директор лондонской Королевской академии искусств по выставочной деятельности Норман Розенталь.
"Идея изначально хороша, и очень удачно были установлены временные рамки, так как для обеих стран это привлекательный, самый мощный период в искусстве", - сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник Эрмитажа Альберт Костеневич.
"У французов - больше отточенности, традиций и вкуса. Но есть качество русского искусства, которое серьезно уравновешивают французские преимущества. В этом интерес выставки - увидеть разницу и сходство подходов", - добавил он.
ЭКСПОНАТЫ
"Мы даем 35 работ, среди которых - знаковая для нашей коллекции и всего мирового искусства вещь - "Купание красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина", - сообщила в интервью РИА Новости главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева.
Она добавила, что выставка с таким названием "невозможна без кустодиевской "Красавицы" и без "Московского дворика" Поленова".
Кроме того, от ГТГ будут представлены "Композиция №7" Василия Кандинского, "Похищение Европы" Валентина Серова, "Дама в голубом" Константина Сомова, "После дождя" Исаака Левитана, "Сентябрьский снег" Игоря Грабаря, "Пейзаж Павловска" Александра Головина, "Спящая в кошаре" Павла Кузнецова, а также работы Константина Коровина, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Александра Куприна, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Владимира Татлина, Роберта Фалька и других художников.
В свою очередь, Евгения Петрова из Русского музея рассказала РИА Новости, что из Петербурга в Дюссельдорф также прибудут чрезвычайно известные полотна: "Самые важные вещи, которые мы отправляем - это триптих "Черный квадрат, крест и круг" 1923 года, "Авиатор", "Супрематизм", и "Красный квадрат" Казимира Малевича", - сообщила она.
Петрова убеждена, что "несмотря на большое количество выставок, русское искусство за рубежом все равно не знают, поэтому его нужно показывать лучшими вещами".
Всего Русский музей дает на выставку 39 полотен: "Красное и желтое" Александра Родченко, "Портрет философа" Любови Поповой, "Германскую войну" Павла Филонова, "Портрет Дягилева" Льва Бакста, "Шестикрылого Серафима" Михаила Врубеля, "Крестьян" Натальи Гончаровой, "Евреев в красном" Марка Шагала, "Портрет Иды Рубинштейн" Валентина Серова, "Л.Н.Толстого босого" Ильи Репина, а также "Богоматерь Умиление злых сердец" Кузьмы Петрова-Водкина и его же "Мальчиков".
В Эрмитаже, скрепя сердце, решили отправить в Германию "Танец" Анри Матисса.
"Танец" - это просто наша визитная карточка. Мы вообще редко расстаемся с этим полотном. Но, когда выставка действительно важная, серьезная, то идем навстречу", - отметил ведущий научный сотрудник музея Альберт Костеневич.
Еще одним хитом из Эрмитажа будет "Портрет актрисы Жанны Сомари" Огюста Ренуара, который, по словам Костеневича, "любим многими людьми во всем мире".
Он добавил, что на выставке в Кунст Паласе будут "большая картина Моне "Пруд в Монжероне", его же "Поле маков", а также несколько картин Пикассо".
"В нашем списке есть очень знаменитые вещи - "Портрет доктора Рея" Ван Гога, "Пейзаж в Эксе" Сезанна, "Стог сена в Живерни" Моне, "В саду" Ренуара, а также прославленный "Оперный проезд в Париже" Камиля Писсаро", - сообщила РИА Новости заместитель директора по выставочной деятельности и зарубежным связям ГМИИ Зинаида Бонами.
"Всего мы даем 27 работ, начиная с Коро, предтечи импрессионизма", - подытожила она.
В общей сложности российские музеи представят на выставку "Bonjour Russland" около 140 работ французских и русских живописцев.
СТРУКТУРА ВЫСТАВКИ
Согласно замыслу устроителей, выставка будет поделена на четыре части.
Первая часть экспозиции, "Русский реализм и влияние французского натурализма", будет сфокусирована вокруг фигуры художника-передвижника Ильи Репина.
"Полотна Каролю-Дюрана, Руссо, Коро, Тиссо и Добиньи будут дополнены работами русских художников, выезжавших за пределы России, в том числе во Францию. Кроме Репина, в этот раздел войдут Иван Крамской, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров и Михаил Врубель", - говорится в пресс-релизе.
Вторая часть, "Коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова", призвана продемонстрировать влияние этих меценатов на становление русского авангарда.
Центральное место в этом разделе выставки займет "Танец" Матисса, заказанный Морозовым для украшения парадной лестницы в своем доме. Кроме Матисса, здесь будут представлены полотна Моне, Ренуара и, особенно, пост-импрессионисты Сезанн, Гоген, Ван Гог, а также Пикассо.
Третья часть выставки, "Сергей Дягилев и "Мир искусства", будет посвящена театральному импресарио, пропагандисту французского современного искусства и русской культуры.
В этот раздел войдут такие художники, как Александр Бенуа, Лев Бакст, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Александр Головин и Валентин Серов. Через произведения Кандинского, Шагала и Михаила Ларионова с Натальей Гончаровой третья часть экспозиции призвана связать мир передвижников с надвигающимся русским авангардом.
Заключительная часть, "Современное российское искусство: от примитивизма до абстракции", продемонстрирует множество художественных инноваций первой четверти ХХ века: кубизм, кубо-футуризм, конструктивизм и супрематизм. В нее включат работы Казимира Малевича, Владимира Татлина, Ивана Пуни, Павла Филонова, Ольги Розановой, Любови Поповой, Александры Экстер, а также Ларионова и Гончаровой.
Бурлаки на Волге. Первая мысль картины. 1870. | С. А. Маринич, художник. | Ранение картины «Иван Грозный и сын его Иван». |