Не актуальный для слепых Репин

1-2

Недавно я встретился с любопытным эффектом. Писатель, который, судя по биографии, зарабатывая когда-то, чем попало, в том числе и рисованием, в романе вывел школьника с художественным талантом и, вроде, дал тому поплутать в художественных пристрастиях, параллельно душевно созревая от юношеского максимализма до гармоничности, в результате вложил в его уста совершенно верное суждение о «Пьете» Микеланджело, а в романе в целом сам писатель проявил художественную глухоту к искусству слова. Подумалось, лучше б он был художником. И ещё: а вдруг то, что казалось блужданиями юноши-персонажа в художественных пристрастиях – это совсем не блуждания, а собственное мнение писателя о произведениях изобразительного искусства. И вдруг у писателя тут вкуса побольше.

Процитирую.

«- Отец молодость прожил в Париже, а вы думаете, он хоть что-нибудь понимает? Я однажды заговорил с ним о Шагале, он спрашивает: "Это тот сумасшедший, у которого лиловая коза?" Так что взгляды старших меня больше не удивляют. Но когда моя сверстница вдруг говорит, что Репин был великим художником...

- А что, не был? - улыбаясь спросил Сергей Данилович.

- Конечно, не был! Да вы подумайте сами: ведь писать "Бурлаков" или "Ивана Грозного", когда уже были Врубель, Ван Гог, наконец, Серов, - это или слепота, полная слепота! - или просто непонимание каких-то элементарнейших вещей... ну, хотя бы того, что искусство не может стоять на месте. Понимаете, не может! Оно или идет вперед, или просто начинает отмирать...».

«Киммерийское лето» Ю. Слепухин.

Я за Репина обиделся. Ну, - думаю, - вот повод вернуться мне к Репину. Скажем, взять тех же «Бурлаков на Волге» (1873). Написанных, кстати, за 14 лет до рождения Шагала, через 8 лет после рождения Серова, через год после начала посещения Врубелем вечернего класса в Академии художеств и через 4 года после первого соприкосновения Ван Гога с живописью.

Какова моя исходная позиция по Репину?

Процитирую.

«Но... Вдруг Репин все-таки подлизывался [к царю]?..

Яблоки и листья (И.Е, Репин, 1879 г.) Наверно, однако, нет. Наверно, он вообще ни к кому из портретируемых не подлизывался. А убедила меня в этом едва ли не последняя картина в последнем выставочном зале - натюрморт: яблоки на столе. Единственный натюрморт на всей выставке.

Уж что я знаю - это яблоки. Самый доступный фрукт для бедного горожанина (а я всегда был беден, покупалось всегда самое дешевое).

И что изобразил Репин? Шесть обычнейших яблок. Обычнейших. Они явно были подняты в саду с земли безо всякого отбора. Три зеленых - не спелостью, а цветом. Три краснощеких. Есть побитые, потемневшие местом удара об землю при падении с яблони. Есть тронутые червяками (вышли коричневые точки из отверстия, убежища червяка). Но все - свежие, вкусные, на мой взгляд плебея. И, главное, до зеркального блеска все вытерты.

"Жизнь прекрасна такая, какая она есть, со всеми ее изъянами",- как бы говорит Репин этим натюрмортом. Да и - верится - всем своим творчеством.
Понятно, почему Репин не принял революцию и остался в отошедшей от Советской России Финляндии: зачем революционно жизнь менять, если она прекрасна. Понятно, почему он со страстью и вниманием писал такие разные вещи, как "Государственная дума" и "Бурлаки на Волге". Все объяснили яблоки».

«Записки благодарного зрителя» С. Воложин.

Писалось это по памяти. Оказывается, там не три зелёных, а два.

А теперь – к «Бурлакам».

Достоевский «сказал мне», что я совершенно прав насчёт Репина:

«Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, - писал Достоевский. - Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу... К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!". И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику»

Дневник писателя 1873 г. «По поводу выставки» Ф.М. Достоевский.

Посмотрим и мы.

Бурлаки на Волге (И.Е. Репин, 1873 г.)

Впрочем, такой масштаб мало что говорит. Видим, что погода безветренная (вода, как зеркало; потому, собственно, и понадобились бурлаки; иначе под парусом против течения шло б судно). Может, радоваться за бурлаков надо - работа подвалила? А работа, судя по песне "Дубинушка", им всласть (я беру исходный, народный текст, а не революционный): трудовая ж песня... (Припевы от лесорубов перешли к бурлакам.)

Мы бьем первую залогу,
Просим Бога на подмогу.

Припев:

Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Сама пойдет!

Что ж ты, сваюшка, стала,
Аль на камушек попала?

Припев.

Как мы сваюшку затурим,
Сядем трубочки закурим.

Припев.

Эй, ребята, плохо дело,
На каменья свая села.

Припев.

1-2


Бурлаки на Волге. Рисунок, близкий к окончательной редакции картины. 1870. ГТГ.

Бурлаки на Волге. Левая группа картины

Бурлаки на Волге. Первая мысль картины. 1870.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.