И. Репин "Далекое близкое"

(Автобиография)


От редактора:
 

Здесь собраны статьи, написанные Репиным в разное время, с большими перерывами, в течение двадцати семи лет (1888 — 1915).

Наиболее ранние из этих статей — “Иван Николаевич Крамской”, “Николай Николаевич Ге”, “Письма об искусстве” — вместе, с несколькими краткими заметками, не входящими в “Далекое близкое”, были изданы в Петербурге отдельным томиком в 1901 году — “Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина”, под редакцией Н. Б. Северовой.

В 1913 году, накануне празднования семидесятилетнего юбилея Репина, т-во А. Ф. Маркс, вскоре слившееся с т-вом И. Д. Сытина, приступило к новому изданию репинской книги, в значительно расширенном виде. Наряду с прежними статьями туда должны были войти те статьи, которые написаны Репиным между 1901 и 1912 гг. По просьбе издательства Репин расширил свою автобиографию, дописав относящееся к тем периодам, которые прежде не были охвачены его статьями. Прежде всего он приписал к “Впечатлениям детства” (написанным в 1908 году) три добавочные главы: “Как я сделался художником”, “Бедность” и “Дядя Митя”. (Первая из них в окончательной редакции называется “Ростки искусства”.) Тогда же им были написаны статьи “Юность” и “В Петербурге”, причем седьмая глава последней статьи (“Старая Академия”) перенесена им почти дословно из его воспоминаний о В. В. Стасове, написанных еще в 1908 году (здесь носящих название “Стасов, Антокольский, Семирадский”). Тогда же (то есть в 1913 — 1914 гг.) Репин написал для “Голоса минувшего” статью “Из времен возникновения моей картины “Бурлаки на Волге” (теперешнее заглавие статьи: “Бурлаки на Волге”). Планировалось, что после этой статьи Репин должен был написать также о том, как создавалась им картина “Запорожцы”, и дать ряд статей — о Верещагине, Стасове, Сурикове, Викторе Васнецове, Айвазовском, Шишкине (по типу статьи о Крамском). Но летом 1914 года в Швейцарии умерла его жена Н. Б. Нордман-Северова, и он тотчас же уехал за границу. Вскоре после того, как он возвратился в “Пенаты”, началась первая мировая война.

Статья “Мои восторги”, по первоначальному замыслу автора, должна была служить предисловием к “Далекому близкому”, но Репин выразил сомнение в ее ценности, и потому она дана в приложении. Отрывок “Знакомство с Антокольским”, тесно связанный со статьей “В Петербурге”, где говорится о первых попытках Репина заняться скульптурой, заимствован из письма И. Е. Репина к племяннице скульптора Елене Павловне Тархановой-Антокольской от 13 марта 1914 г. (И. Е. Репин. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову, Л. — М., 1937, стр. 68 — 71). “Последняя встреча с Гаршиным” есть более подробное описание этого эпизода, который изложен в статье данного издания “В. М. Гаршин”. Текст (письмо, написанное Репиным в 1906 году к С. Дурылину) заимствован из статьи: С. Дурылин. Вс. М. Гаршин (сб. “Звенья”, кн. V, М., 1935, стр. 571 — 672). Статья “Из воспоминаний о Стасове” приведена по книге: “И. Е. Репин”, изд. “Художественного наследства”, под ред. Игоря Грабаря и И. С. Зильберштейна. Так как эта статья дошла до нас в виде несогласованных между собою отрывков, ее композиция принадлежит в значительной мере редактору, К. Чуковскому. Строки, предложенные редактором для соединения отдельных частей, поставлены в квадратные скобки.

Текст приведен по изданию: И.Е. Репин. Далекое близкое. — М.: “Искусство”, 1953. Комментарии и информация “От редактора” составлены по этому же изданию. Орфография приведена в соответствие с современными нормами.

ОК.


М. А. Балакирев.

И. Е. Репин. Портрет Нади и Веры Репиних (1877 г.).

Столовая. Фотография 1975 г.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.