Переписка Репина
Предисловие к переписке
Уже современники Репина высоко оценили яркость и значительность его эпистолярного творчества. Перечитывая письма Репина 70-х годов, Стасов восклицал: «Какие там изумительные чудеса есть! Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений!» Трудно даже приблизительно назвать количество писем Репина, ибо многие из них затерялись, а многие еще не найдены.
Переписка была для Репина средством творческого общения с людьми. II хотя он заявлял: «Я не люблю писать письма»,— вое же писал их часто, почти каждодневно, иногда на многих страницах, откликаясь на все, что волновало его как художника и гражданина. Он не оставлял без ответа ни одного адресованного ему письма, ибо считал это безнравственным. По свидетельству К. И. Чуковского, «влечение к писательству было у него так велико, что смолоду и до старости почти ежедневно весь свой короткий досуг отдавал он писанию писем». Все его письма проникнуты горячим интересом к людям, к окружающей действительности, ко всем проявлениям общественной и художественной жизни. Почти все значительное в современном искусстве нашло отражение в его письмах, вызывало немедленную реакцию, подучало оценку, порой пристрастную, ошибочную, но всегда искреннюю, художнически взволнованную. И в этом особая прелесть репинских писем, написанных как бы сгоряча, не всегда обдуманных, порывистых, шероховатых по стилю, но ярких по образности, блеску сравнений, метафор, сочности языка. О темпераменте репинского стиля говорит обилие восклицательных знаков, поставленных часто не по правилам грамматики, посреди фразы. «Мечущийся почерк» Репина (выражение Стасова) был отражением его бурной натуры, кипения переполнявших его мыслей и чувств. Только немногие свои письма Репин тщательно обрабатывал, оставляя черновики, что имело место преимущественно в последний период его жизни, когда ему казалось, что он уже неспособен сразу ясно изложить на бумаге свои мысли.
Значительная часть писем Репина в силу их большой содержательности имеет общественное значение; не случайно многие высказывания художника об искусстве, взятые из его писем, стали хрестоматийными. Письма Репина помогают проследить и глубже понять становление и развитие его творчества, его идейные и эстетические позиции. Интересно характеризуя художественную жизнь последней трети XIX и первой четверти XX века, они дают яркое представление о напряженной борьбе, которая велась между антагонистичными лагерями и направлениями в искусстве, в первую очередь реакционно-академическим и прогрессивно-демократическим, на стороне которого были симпатии Репина.
Время, когда он жил, ознаменовано многими событиями, имевшими важное значение для русского искусства. Создание Товарищества передвижных выставок, расцвет передвижничества, а затем его постепенный упадок, реформа Академии художеств, нарождение новых течений, непримиримый конфликт реалистических и декадентских группировок, буйное цветение модернистического искусства — от всего этого Репин не оставался в стороне, наоборот, он был всегда в самом центре борьбы как ее активный участник. В его письмах неизбежно должна была отразиться история искусства его времени, сложная диалектика ее развития, идейные противоречия.
Позиция Репина-художника всегда была определенной, даже тогда, когда его эстетические взгляды претерпели сильное воздействие идеалистической эстетики и знаменовали его отход от передового идейно-реалистического искусства. Письма Репина помогают понять мышление художника, сильные и слабые стороны его дарования, почувствовать его личность, характер, узнать его интеллектуальную жизнь. Человек и художник в них неразрывно слиты.
Перед читателем писем Репин предстает таким, каким он был, без всякой ретуши — вспыльчивым, увлекающимся, горячо воспринимающим все впечатления жизни. И хотя в письмах он сравнительно мало пишет о себе, они хорошо рисуют в первую очередь его самого, как бы образуя многогранный литературный автопортрет художника. Репин скупо пишет о своем творчестве, о картинах, над которыми работает. Он слишком критичен к себе, невероятно скромен в оценке всего, что делает, а главное, убежден, что описывать и объяснять свои работы не его дело. И все же письма помогают заглянуть в его творческую лабораторию, постичь процесс работы над произведениями. Но помимо самого Репина его письма характеризуют, конечно,, и тех, кому они адресованы; в сознании читателя запечатлеваются живые образы Стасова, Крамского, Третьякова и многих других современников Репина.
Среди тех, с кем он переписывался, мы находим многих выдающихся людей. Это писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. М. Горький, Л. Н. Андреев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, К. И. Чуковский; художники И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. М. Антокольский, В. А. Серов; артисты М. Г. Савина, Ф. И. Шаляпин, А. И. Сумбатов-Южин; композиторы М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов; ученые Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов и многие другие деятели искусства и науки. Уже этот далеко не полный перечень имен говорит о большом круге знакомств Репина, широте его интересов и убеждает в том, что он стоял в центре культурной жизни России своего времени. Не случайно В. В. Стасов писал Л. Н. Толстому: «Репин всех умнее и образованнее всех наших художников»
Сборник писем Репина состоит из двух томов, содержащих письма 1867—1892 и 1893—1930 годов. Письма расположены в хронологическом порядке. Датировки всех писем даются по старому стилю. Для единообразия все даты поставлены в правом верхнем углу. Недописанные Репиным слова расшифрованы, их окончания печатаются без квадратных скобок. Подчеркнутые автором слова даются курсивом. Собственные имена в примечаниях не комментируются, за исключением имен адресатов.
Письма печатаются по подлинникам ', с сохранением особенностей синтаксиса и орфографии. В ряде писем восстановлены купюры, допущенные в ранних публикациях.
1 За исключением писем В. А. Сурикову от 3 марта 1881 г. и К. А. Коровину от 3 августа 1929 г., имеющихся в копиях.