Переписка Репина

Предисловие к переписке

Уже современники Репина высоко оценили яркость и значи­тельность его эпистолярного творчества. Перечитывая письма Репина 70-х годов, Стасов восклицал: «Какие там изумительные чудеса есть! Какая жизнь, энер­гия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений!» Трудно даже приблизительно назвать количество писем Ре­пина, ибо многие из них затерялись, а многие еще не найдены.

Переписка была для Репина средством творческого общения с людьми. II хотя он заявлял: «Я не люблю писать письма»,— вое же писал их часто, почти каждодневно, иногда на многих страницах, откликаясь на все, что волновало его как художни­ка и гражданина. Он не оставлял без ответа ни одного адресованного ему письма, ибо считал это  безнравственным. По свидетельству К. И. Чуковского, «влечение к писатель­ству было у него так велико, что смолоду и до старости почти ежедневно весь свой короткий досуг отдавал он писанию пи­сем». Все его письма проникнуты горячим интересом к людям, к окружающей действительности, ко всем проявлениям общест­венной и художественной жизни. Почти все значительное в современном искусстве нашло от­ражение в его письмах, вызывало немедленную реакцию, по­дучало оценку, порой пристрастную, ошибочную, но всегда иск­реннюю, художнически взволнованную. И в этом особая пре­лесть репинских писем, написанных как бы сгоряча, не всегда обдуманных, порывистых, шероховатых по стилю, но ярких по образности, блеску сравнений, метафор, сочности языка. О тем­пераменте репинского стиля говорит обилие восклицательных знаков, поставленных часто не по правилам грамматики, по­среди фразы. «Мечущийся почерк» Репина (выражение Стасо­ва) был отражением его бурной натуры, кипения переполняв­ших его мыслей и чувств. Только немногие свои письма Репин тщательно обрабаты­вал, оставляя черновики, что имело место преимущественно в последний период его жизни, когда ему казалось, что он уже неспособен сразу ясно изложить на бумаге свои мысли.

Значительная часть писем Репина в силу их большой со­держательности имеет общественное значение; не случайно мно­гие высказывания художника об искусстве, взятые из его пи­сем, стали хрестоматийными. Письма Репина помогают проследить и глубже понять ста­новление и развитие его творчества, его идейные и эстетичес­кие позиции. Интересно характеризуя художественную жизнь последней трети XIX и первой четверти XX века, они дают яркое пред­ставление о напряженной борьбе, которая велась между анта­гонистичными лагерями и направлениями в искусстве, в пер­вую очередь реакционно-академическим и прогрессивно-демокра­тическим, на стороне которого были симпатии Репина.

Время, когда он жил, ознаменовано многими событиями, имевшими важное значение для русского искусства. Создание Товарищества передвижных выставок, расцвет передвижничест­ва, а затем его постепенный упадок, реформа Академии худо­жеств, нарождение новых течений, непримиримый конфликт реалистических и декадентских группировок, буйное цветение модернистического искусства — от всего этого Репин не оста­вался в стороне, наоборот, он был всегда в самом центре борьбы как ее активный участник. В его письмах неизбежно должна была отразиться история искусства его времени, сложная диалектика ее развития, идей­ные противоречия.

Позиция Репина-художника всегда была определенной, да­же тогда, когда его эстетические взгляды претерпели сильное воздействие идеалистической эстетики и знаменовали его отход от передового идейно-реалистического искусства. Письма Репина помогают понять мышление художника, сильные и слабые стороны его дарования, почувствовать его личность, характер, узнать его интеллектуальную жизнь. Чело­век и художник в них неразрывно слиты.

Перед читателем писем Репин предстает таким, каким он был, без всякой ретуши — вспыльчивым, увлекающимся, горячо воспринимающим все впечатления жизни. И хотя в письмах он сравнительно мало пишет о себе, они хорошо рисуют в первую очередь его самого, как бы образуя многогранный литератур­ный автопортрет художника. Репин скупо пишет о своем творчестве, о картинах, над кото­рыми работает. Он слишком критичен к себе, невероятно скро­мен в оценке всего, что делает, а главное, убежден, что описы­вать и объяснять свои работы не его дело. И все же письма помогают заглянуть в его творческую лабораторию, постичь про­цесс работы над произведениями. Но помимо самого Репина его письма характеризуют, конеч­но,, и тех, кому они адресованы; в сознании читателя запечат­леваются живые образы Стасова, Крамского, Третьякова и мно­гих других современников  Репина.

Среди тех, с кем он переписывался, мы находим многих выдающихся людей. Это писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, А. М. Горький, Л. Н. Андреев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, К. И. Чуков­ский; художники И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. М. Антокольский, В. А. Серов; артисты М. Г. Савина, Ф. И. Шаляпин, А. И. Сумбатов-Южин; компози­торы М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазу­нов, А. К. Лядов; ученые Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. Р. Тарханов и многие другие деятели ис­кусства и науки. Уже этот далеко не полный перечень имен говорит о большом круге знакомств Репина, широте его инте­ресов и убеждает в том, что он стоял в центре культурной жизни России своего времени. Не случайно В. В. Стасов писал Л. Н. Толстому: «Репин всех умнее и образованнее всех  наших художников»

Сборник писем Репина состоит из двух томов, содержащих письма 1867—1892 и 1893—1930 годов. Письма расположены в хронологическом порядке. Датировки всех писем даются по ста­рому стилю. Для единообразия все даты поставлены в правом верхнем углу. Недописанные Репиным слова расшифрованы, их окончания печатаются без квадратных скобок. Подчеркнутые ав­тором слова даются курсивом. Собственные имена в примеча­ниях не комментируются, за исключением имен адресатов.

Письма печатаются по подлинникам ', с сохранением особен­ностей синтаксиса и орфографии. В ряде писем восстановлены ку­пюры, допущенные в ранних публикациях.

1 За исключением писем В. А. Сурикову от 3 марта 1881 г. и К. А. Коровину от 3 августа 1929 г., имеющихся в копиях.


20

22

19



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.