Шедевры Репина

1. Иван Грозный и сын его Иван

Иван Грозный убивает своего сына (И. Репин)Это одна из выдающихся картин знаменитого художника. Её замысел возник в 1881 году под влиянием произведения Римского-Корсакова «Месть». Художник решил воплотить в живописи то настроение, которое у него вызвала эта музыка.

Сюжетом для картины послужило историческое событие. 16 ноября 1581 года Иван Грозный в припадке бешенства убивает своего старшего сына – царевича Ивана.

Работая в Москве над картиной, Репин сам выкроил костюмы для Ивана Грозного и царевича, сам расписал сапоги царевича. Художник отнёсся к своей работе с настоящей страстью. Он вспоминает, что во время написания удачных мест его «разбирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось, брала усталость и разочарование». Он сам называет картину «страшной».

Образ Ивана Грозного Репин писал с разных лиц. Для царевича художнику позировал писатель В. М. Гаршин. «В лице Гаршина, - писал Репин, - меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть». Вскоре после этого Гаршин действительно погибает.

Многие современники художника восхищались картиной. Ярко выразил свой восторг И. Н. Крамской: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выпукло и выраженно выдвинута на первый план нечаянность убийства. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он... вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!»

2. «Крёстный ход в Курской губернии»

Крёстный ход в Курской губернии (И. Репин)Замысел картины был грандиозный. Созданные до этого полотна «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», сами по себе превосходные и рисующие образы людей из народа и его угнетателей, были лишь этапами на пути к созданию этой картины.

Уже первый эскиз картины, выполненный в 1877 году, очерчивает её идейный замысел: противопоставление богатых и бедных, крестьян и духовенства, народа и власти. А в окончательном варианте картины подчёркнуто духовное богатство простого русского народа – униженного, закабалённого, живущего в нищете, но трудолюбивого, умного, мечтающего о другой жизни.

Зрелище крёстных ходов привлекало Репина ещё в детстве, когда он с матерью посещал монастырь под Чугуевым: «густой кленовый лес, золото и серебро хоругвей, блестящие украшения икон, искрящиеся на солнце одеяния священников, толпы народа в праздничных одеждах». Но у взрослого Репина эти яркие краски ушли на задний план, а основным стало обличение современной русской действительности.

Картина образно рисует общественные взаимоотношения в России в восьмидесятые годы XIX века. Россия быстро капитализируется. На полотне противопоставлены народ и власть. Народ – забитый и угнетённый и представители власти: лихой урядник, который лупит нагайкой толпу, другой урядник, грозящий плёткой, множество сотских и десятских. С палками в руках они оттесняют крестьян от иконы, чтобы они не мешали привилегированным. А вот и местная аристократия – чванная, толстая помещица, вся в кружевах и бантах, «её ассистент» - грубый, самодовольный кулак, отставной офицер в форменном сюртуке. Местные богатеи серьёзно и важно несут огромный пустой киот иконы. На них широкие яркие кушаки, волосы щедро политы маслом, до блеска начищены сапоги. И этим кулакам и барынькам доверена «высокая честь» нести икону… Наконец попы в золотых ризах, весело болтающие между собой, позабыв о своей роли святых отцов. А над всей этой разношерстной толпой золотят пыль, клубами вздымающуюся от топота сотен сапог, горячие лучи полуденного солнца.

Великолепен изображённый на переднем плане горбун – весь в стремительном движении и порыве, его лицо одухотворено. Он словно олицетворяет собой силу крестьянскую – сегодня она ещё дремлет, а завтра распрямит спину, размахнётся и смахнёт с себя всех угнетателей.

В этом произведении проявилось как нигде живописное мастерство Репина. В картине какое-то особое сочетание красок. Голубое небо, освещённое полуденным летним солнцем, застыло словно бы в истоме, и переливается неповторимыми яркими красками. Хоругви блестят и сверкают. Одежды толпы ярки. Картина насыщена воздухом. Всё это создаёт настоящую симфонию красок. Лица, одежда, предметы переданы с какою-то особой вещественностью, так что кажется, до них можно дотронуться руками.


23

Музей-усадьба Репина Пенаты

Воскрешение дочери Иаира. Карандашный эскиз. 1870. ГТГ.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Репин Илья. Сайт художника.